История жемчуга
АНТИЧНЫЕ ВРЕМЕНАДревние тексты славят жемчуг. Всё самое превосходное в них сравнивается с жемчужинами. В Талмуде говорится, что Бог создал одежды для Адама и Евы прекрасные как жемчуг; в Ветхом Завете есть изречение «мудрость ценится больше жемчуга, и не равна рубинам», а в Коране - райские деревья украшены жемчугом. В античных текстах ворота в рай «называют» жемчужными, а Царство небесное описывают как историю торговца, который нашел самую прекрасную жемчужину, продал все что у него было, купил идеальное чудо природы и обрел рай на земле. Ученые утверждают, что первое упоминание о жемчуге как декоративном украшение датируется 40 веком до нашей эры (полуостров Месопотамия). Первое жемчужное ожерелье принадлежало Персидскому королю и находилось в саркофаге 2500 лет, прежде чем попасть в Лувр.
ИНДИЯ И КИТАЙ
Ослепительные перлы были любимы индусами уже в 15 веке до нашей эры. Согласно священным древнеиндийским книгам, во время посвящения в брахмы на шею человека вешали крупный жемчуг как талисман, защищающий от всех зол и напастей. По легенде Кришна подарил своей дочери на свадьбу жемчужину с глубины морской невероятной красоты , с тех пор в Индии по традиции на свадьбу одевают жемчуг. Несколько тысячелетий назад жемчуг в Китае был своего рода атрибутом власти, высокого служебного положения. Ранг каждого чиновника обозначался соответствующим шариком. Его вытачивали из нефрита, рубина, сапфира, бирюзы, коралла, сердолика и размещали на головном уборе. У наиболее высокопоставленного чиновника шарик был жемчужный. Император дополнительно носил жемчужные бусы, а его маленькую круглую шапочку украшали двенадцать отборных жемчужин.
ЕГИПЕТ
Самая знаменитая история о жемчуге связана с царицей Клеопатрой – женщиной, которая, по словам Плутарха, могуществом и блеском превосходила всех царей своего времени. Однажды она заключила с Марком Антонием пари. Спор был о том, что Клеопатра сможет угостить нового любовника самым дорогим ужином. Третейским судьей выбрали независимого римлянина. Когда пышный ужин уже подходил к концу, счет все еще не доходил до оговоренной суммы, и Антоний готов был уже праздновать победу. В этот момент царица подняла кубок за здоровье римского полководца и бросила в вино серьгу с редчайшей крупной жемчужиной безупречной формы. Когда жемчужина растворилась, Клеопатра отпила глоток, и судья признал ее победу. С тех пор ужин с жемчужиной считается самым дорогим в истории человечества.
ГРЕЦИЯ И РИМ
Греческая Богиня любви Афродита или Венера для римлян была рождена морской пучиной. Согласно мифу Афродита появилась из моря, встряхнула головой и падающие капли из ее прекрасных золотых волос превратились в драгоценные жемчужины. Образ Богини любви, стоящей на морской раковине навсегда остался доминирующем в западной культуре.
Всемогущие Римляне провозгласили жемчуг главной драгоценностью Рима. Для пополнения государственной казны жемчугом в 54 году до нашей эры Цезарь высаживал морские десанты в Британии, где римляне собирал перлы в немалом количестве. В те времена жемчуг пользовался такой популярностью, что появился новый термин для торговцев жемчугом – «маргаритарий». Маргаритарии имели почетное место в знаменитом Римском Форуме.
Самые важные храмы Венеры и Юпитера украшались жемчугом, его преподносили в дар Богам и любимым, в том числе и детям. Актеры носили обувь и накидки расшитые жемчугом, а великий Нерон украшал им свое жилище. Во времена римской цивилизации знаменитый полководец Плиний написал книгу о камнях, где впервые появились основные характеристики качества жемчуга: белизна, размер, округлость, гладкость поверхности и вес. Именно по этим параметрам оценивают качество жемчуга и сегодня.
СРЕДНИЕ ВЕКА
В христианской религии жемчуг приобретает новое особое значение, став символом Марии. По традиции Христа называют жемчужиной: «Божественная молния с неба вошла в (…) Марию, и из нее произошла самая драгоценная жемчужина, как написано: Она родила Жемчужину, Христа, из божественной молнии» (Иоанн Дамаскин). Когда Мария в своем образе на иконе украшена жемчугом – жемчуг олицетворяет ее сына Христа.
Спутник материнства и женственности, жемчуг пользуется все большей популярностью у женщин в средние века. Они не только украшают жемчугом прически, но изобретают новый стиль вышивания и плетения жемчугом. Некоторые работы признаны шедеврами и дошли до наших времен, оставаясь уникальными экспонатами в музеях Скандинавии.
Росту популярности жемчуга противостояла дворянская элита. В средние века правящий класс использовал жемчуг как главное украшение на основных празднованиях, венчаниях, коронациях и рыцарских турнирах. Основные королевства Европы вводят запрет на ношение жемчуга гражданами не дворянского происхождения, тем самым ограничивая растущие возможности купеческой знати.
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
Торговое процветание способствует рассвету искусства, в том числе и ювелирного. Период «романтизма» или примитивные ювелирные украшения сменили причудливые ювелирные драконы, морские чудовища, сложные броши, роскошные короны. Венец любого украшения эпохи Ренессанса - идеальная по форме жемчужина, как на булавке для шляпы Филиппа Второго Бесстрашного. Король носил эту прекрасную жемчужину в память о своей жене Марии Тюдор, позже жемчужина стала знаменитой Перигриной. Ни один портрет того времени, будь то королева Елизавета, Мария Медичи, Анна Болейн или Мария Стюарт, не обходится без роскошных украшений из редкого жемчуга Нового Света.
Редкий до этой поры жемчуг становится более доступным. В 16-17 веках конкистадоры грабят богатейшие храмы, завоеванных ацтеков, и из обеих Америк в Европу попадают около двух тысяч килограммов жемчуга. Рынок растет с необычайной скоростью и наступает Век Жемчуга.
Появляется мода на жемчуг бесформенный или, как его называют и по сей день, барочный, от стиля Барокко. Популярность завоевывает и пресноводный жемчуг. Свободомыслие эпохи Просвещение сравнимо с демократиями периода рассвета Рима и Греции, только жемчуг стал доступен более широким социальным слоям. Остановить моду на жемчуг уже не в силах королевской знати.
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
Торговое процветание способствует рассвету искусства, в том числе и ювелирного. Период «романтизма» или примитивные ювелирные украшения сменили причудливые ювелирные драконы, морские чудовища, сложные броши, роскошные короны. Венец любого украшения эпохи Ренессанса - идеальная по форме жемчужина, как на булавке для шляпы Филиппа Второго Бесстрашного. Король носил эту прекрасную жемчужину в память о своей жене Марии Тюдор, позже жемчужина стала знаменитой Перигриной. Ни один портрет того времени, будь то королева Елизавета, Мария Медичи, Анна Болейн или Мария Стюарт, не обходится без роскошных украшений из редкого жемчуга Нового Света.
Редкий до этой поры жемчуг становится более доступным. В 16-17 веках конкистадоры грабят богатейшие храмы, завоеванных ацтеков, и из обеих Америк в Европу попадают около двух тысяч килограммов жемчуга. Рынок растет с необычайной скоростью и наступает Век Жемчуга.
Появляется мода на жемчуг бесформенный или, как его называют и по сей день, барочный, от стиля Барокко. Популярность завоевывает и пресноводный жемчуг. Свободомыслие эпохи Просвещение сравнимо с демократиями периода рассвета Рима и Греции, только жемчуг стал доступен более широким социальным слоям. Остановить моду на жемчуг уже не в силах королевской знати.
VIII-XIX ВЕКА
К 18 веку рынок достиг насыщения, и эра жемчуга заканчивается. Импорт жемчуга из Индии, Китая и Американских континентов значительно сокращается по естественным причинам, тогда как интерес к речному жемчугу падает. В Бразилии были обнаружены кимберлитовые трубы, и до конца 18 века аристократия изменила свои вкусы, предпочитая жемчугу бриллианты. Дворовый этикет теперь предписывал носить жемчуг уже на полуофициальные приемы и мероприятия.
Именно в этот период вспоминают легенды и мифы, в которых жемчуг представлен как символ слез и потерянной любви. Однако истинная причина «забвения в слезах» морского камня больше связана с тем, что в результате многочисленных войн многие королевские дворы сгинули с авансцены Европы. Новая же аристократия, стараясь противопоставить себя «старым» дворянам, льющим слезы о былом величие, выбрала свой символ власти – бриллиант.
Падение интереса знати к жемчугу только усилил желание буржуазии. В 19 веке жемчуг получает более широкое распространение среди богатых, но не титулованных граждан Европы. Век индустриализации дает возможность разбогатеть разным слоям общества. До сих пор украшения буржуазии носили более романтический характер, но во второй половине 19 века состоятельные предприниматели могут позволить себе украшения уровня аристократии, просто заказывая копии у ювелиров. В моду входят длинные ожерелья из нескольких нитей, и обязательная жемчужная тиара – must have того времени.
В то же самое время 19 век стал последним этапом в эре природного глубоководного жемчуга. К началу 20 века ресурсы природного жемчуга по всему миру были истощены зверским способом добычи. Ради одной крупной жемчужины безупречной формы торговцы вылавливали и вскрывали до 10 000 устриц. В результате были уничтожены целые поколения устриц, да и ловцы жемчуга часто погибали в погоне за удачей. Украшения из жемчуга минимизируются до одной нити. Цена на жемчуг резко возрастает, так например, знаменитый ювелир Жак Картье приобрел небольшой магазин на легендарной 5-ой авеню в Нью-Йорке всего за два ожерелья из морского жемчуга. Предприимчивые торговцы отправляются в поисках жемчуга дальше Индии и Китая. Они добираются до Австралии, Французской Полинезии и Японии, где в это время работает король жемчуга, Кокичи Микимото – человек, который совсем скоро радикально изменит историю жемчуга.
ХХ ВЕК
На протяжении веков легендами был окружен не только жемчуг, но и его добыча, связанная с неимоверными трудностями и риском. Идея выращивать жемчуг никогда не оставляла человечество. Желание лишь усилилось после того как в 1952 году добыча природного жемчуга была прекращена во всем мире. Первые попытки культивирования жемчуга были предприняты китайцами 3000 лет назад. В раковины пресноводных двустворчатых моллюсков с помощью раздвоенной бамбуковой палочки они закладывали шарики ила, смешанного с соком семян камфорного дерева, иногда шлифованные кусочки перламутра раковин-жемчужниц. Затравки закреплялись на внутренней стенке раковины и со временем покрывались перламутровыми слоями.
Современная технология культивирования жемчуга была изобретена японцем Микимото на рубеже 20 века. Человек, который смотрел далеко в будущее, жил в гармонии с природой, был целеустремленным и преданным своему делу, подарил миру надежду на сохранение жемчуга как чуда природы. Благодаря его новаторским усилиям, японский жемчуг Акойя вновь стал желанным украшением для женщин всего мира. Великолепная жемчужная нить украшала прекрасные шеи и декольте знаменитых Жаклин Кеннеди, Грейс Кели, Мерлин Монро и Коко Шанель…
СОВРЕМЕННОСТЬ
Безупречная белая нить со временем несколько наскучила законодательницам моды. Европейский и особенно американский рынки требовали от поставщиков жемчуг более крупный, разных оттенков, фантазийных форм и желательно по доступным ценам. Растущий спрос породил массовое производство пресноводного жемчуга в Китае.
Сегодня Китай производит в год десятки тонн жемчуга пресной воды против нескольких тысяч килограммов японского Акойя. Кто-то скажет, что китайский жемчуг сильно отстает от японского по качеству. Однако качество повышается год от года. Китайские фермеры набираются опыта и уже знают, что мидии в сетках на плодородных рисовых полях нужно переворачивать, точно так же, как переворачивают виноделы бутылки шампанского в погребах, и тогда жемчуг растет ровный и круглый. По размеру пресноводный жемчуг вот-вот догонит крупные жемчужины Южных морей из Австралии, Бирмы, Таиланда и Индонезии, диаметр которых составляет до 22 миллиметров, а 14-миллиметровый таитянский жемчуг уже остался далеко позади. Даже по такому показателю, как блеск, пресноводный жемчуг – в пресной воде гораздо ниже содержание кальция и других минералов, способствующих образованию сияющего слоя – почти приблизился к морскому жемчугу. Морской жемчуг в будущем будет дорожать, так как экологические проблемы отрицательно сказываются на качестве воды, а, следовательно, и на здоровье устриц-жемчужниц. Пресноводный жемчуг хорошеет, и, хотя еще не достиг красоты морского, способен «прожить» гораздо дольше – до 150 лет. Однако главная разница – в цене. Пожалуй, впервые после открытия Америки Колумбом жемчуг становится поистине массовым украшением.
На современном рынке, к сожалению, встречается жемчуг очень низкого качества, что, безусловно, негативно сказывается на отношении к жемчугу как драгоценному морскому камню. Только Япония, где жемчуг стал национальным камнем, контролирует качество экспортируемого жемчуга, следуя традиции Микимото. Однажды он публично уничтожил жемчуг низкого качества на площади Торговой Палаты в Кобе и заявил, что подобный жемчуг не достоин прекрасных женских шей
РОССИЯ
В России первые упоминания о жемчуге можно встретить в Сборнике Святослава, 1161 год – где автор называет жемчуг талисманом долгой и счастливой жизни. Однако в России как нигде жемчуг окутан тайнами и мифами. Считалось, что круглый или скатный жемчуг приносит счастье, а неровный жемчуг, наоборот, к несчастью. Российские реки было полны жемчугом с особым северным сиянием, но не круглой формы. Поэтому купцам выгодно было продавать круглый морской заморский жемчуг, который был значительно дороже крымского жемчуга, но якобы приносил «счастье».
В начале 17 века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы-жемчужники, самый известный из них тверской купец Афанасий Никитин. По-видимому, именно особая специализация вызвала к жизни купеческую фамилию Жемчужниковых, представители рода которых получили дворянство в конце 17 века.
В средние века жемчуг был излюбленным камнем знати для украшения одежды, женских головных уборов – кокошников, одеяний церковных служителей и церковной утвари. К 18 веку как и в Европе жемчуг становится модным и в России. Предприимчивые горожанки устраивают семинары для продвинутых крестьянок из ближайших селений по бисероплетению из мелкого жемчуга цветочным рисунком. В русских мастерских 18 столетия трудились сотни искусных вышивальщиц, занятых бисерным шитьем по льну, шелку, парче и бархату.
Церковь владела монополией на добычу жемчуга в России. По количеству жемчуга на одежде служителя определяли его церковную иерархию – чем больше жемчуге, тем выше сан. До сих пор почти в каждой православной церкви есть чаши и иконы, украшенные жемчугом. Многие жемчужные украшения сохранились в лучших музеях страны – Оружейная палата в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в сокровищнице Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде.
Петр Первый основывает светскую власть и провозглашает себя императором. Так церковь была лишена многих богатств, в том числе и монополии на жемчуг. Он издает указ в 1721 году, согласно которому весь найденный жемчуг должен сдаваться в казну государства. Позже указ редактируется, и только крупный жемчуг считается собственностью Императора.
Последняя российская императрица Александра по традиции на день рождения и именины дарила своим дочерям один бриллиант и одну жемчужину, тем самым собирая приданое к их совершеннолетию. Жемчуг практически исчез в России вместе с тем миром, которому принадлежал. 70 лет советской власти нанесли непоправимый ущерб не только культуре ношения украшений, но и природной среде обитания мидий-жемчужниц. Большинству лососевых рек и озер - Дон, Волга, Кем, Двина, Ладога, Онега – нанесен непоправимый экологический ущерб. На данный момент считается, что в заповедных местах Карелии, на Курилах и Амуре возможно сохранились плодоносные мидии. По некоторым данным примерный объем живых жемчугоносных особей в России на сегодня составляет 30 миллионов экземпляров.